Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Ещё одно забытое имя

08.03.2017, 6:51      Новости Балезино

Человек, о котором идёт речь, вошёл в историю Балезинского района и республики в целом как противоречивая личность, поэтому крайне сложно однозначно оценить его деятельность. Одни его считают героем, другие – ренегатом. Последователь удмуртских просветителей Пётр Фёдорович Леконцев (Лекомцев) родился 21 декабря 1883 года в деревне Ягошур в удмуртской крестьянской семье. Его детские годы, когда происходит становление личности, прошли в весьма необычном месте. Окрестности села Юнда – это места, где расположены удмуртские, бесермянские, русские, старообрядческие и татарские населённые пункты. Удмурты, формально приняв христианство, в каждом дворе имели свою семейную языческую молельню. Пожалуй, только здесь на ярмарке одновременно можно было увидеть православного священника, старообрядца-старосту, мусульманского муллу и языческого жреца. Наш земляк с самых малых лет воспитывался в условиях невероятного смешения и взаимопроникновения народов, культур, религий. Особенно он воспринял их песенную культуру, что оставила след в его дальнейшей деятельности. В семье хорошо понимали необходимость грамотности, как возможности социального «лифта», возможности вырваться из крестьянской беспросветности. В то время чтобы черносошному крестьянину (то есть, государственному) стать кем-то более значимым было только два пути – стать либо сельским учителем, либо священником. Пётр Фёдорович решил попытаться одновременно испробовать оба. Он успешно окончил второклассную учительскую школу в селе Балезино и поступил в Вятские инородческие миссионерские курсы. После четырёх лет учёбы его направляют служить дьяком в церкви села Тортым Глазовского уезда, а через несколько лет, в 1913 году, переводят в село Муки-Какси с рукоположением в сан священника. В 1917 году он становится настоятелем храма в селе Мултан Увинского района. В эти годы он активно занимается миссионерской, просветительской деятельностью: работает школьным учителем, переводит на удмуртский язык тексты церковных служб и песнопений, активно использует в работе удмуртские народные песни, создаёт при школе хор, является членом уездной переводческой комиссии. Он становится ярким последователем удмуртских просветителей Иоанна Васильева и Григория Верещагина. Тогда же он начинает сотрудничать с «двоеверами» — удмуртами, которые, приняв христианство, сохраняли и исполняли языческие обряды. Пётр Фёдорович стремился совместить язычество и православие. В то же время, вероятно, стал заниматься и общественной деятельностью. Страна стояла накануне социально-политического взрыва, и священник принял участие в «поисках государственного пути».

Спасение оказалось в революции В 1916 году он был под следствием. К сожалению, неизвестно, под государственным или церковным. Кто не знает: православная церковь, как и католическая, имеет свою инквизицию, которой в те годы были подвластны не только церковнослужители, но и светские лица. Например, за пропуск подряд нескольких воскресных служб и исповедей проводилось расследование, и дело передавалось в светский суд, по «Уложению о законах Российской империи» за это можно было получить несколько лет заключения. Чем для него могло закончиться следствие, трудно сказать, но в 1917 году грянула революция. Общественная жизнь после неё забурлила. Споры о будущем страны велись во всех слоях общества. Не исключением стала и церковь. К тому времени она, как структура, полностью срослась с государством, переродилась в консервативный бюрократический аппарат, подверженный всем порокам власти: процветали злоупотребление положением, взяточничество (кто помнит девяностые годы прошлого столетия, то они очень похожи на то время: ради «бабок» попы освящали бордели, нечестным путём приобретённые мерседесы, оружие киллеров). Пётр Фёдорович примкнул к «обновленцам» — одному из реформаторских течений в церкви. В своей деятельности он пытался «скрестить» советские идеи и теории, классическое православие и язычество. В июне 1918 года наравне с землячкой, уроженкой д.Ягошур Анисией Николаевной Урасиновой, участвует в работе I Всероссийского съезда удмуртов в Елабуге. Но вскоре в его деятельности происходит резкий поворот: в августе-ноябре 1918 года Пётр Фёдорович активно принимает участие в Ижевско-Воткинском восстании. Он снабжал части повстанцев оружием и продуктами, активно агитировал против советской власти, призывая крестьян уничтожать большевиков. Но восстание было подавлено, и мятежный священник бежал от Красной армии. Но коммунисты вопреки бредням «демократических правозащитников» не стали поголовно арестовывать участников восстания, даже активных. Пётр Фёдорович возвращается как к церковной, так и просветительской и общественной деятельности. В 1919 году открывает в селе Мултан вотскую учительскую семинарию, где стали готовить национальные кадры для преподавания на удмуртском языке. При этом продолжает сотрудничать с «обновленцами» и участвует в светских и церковных полемиках с консерваторами. Как ни странно, коммунистические идеи не отвергает, несмотря на участие в мятеже.

При своих мыслях и идеях Его реформаторская и общественная деятельность вызывает острое недовольство у церковной бюрократии. Так, епископ Сарапульский Алексий обвинял его в ереси, удмуртском сепаратизме и сотрудничестве с коммунистами, и запретил вести службы. Патриарх Тихон при личной встрече также не поддержал реформатора. Но Пётр Фёдорович осмелился игнорировать распоряжение прямого начальства и продолжал вести службы. Авторитет священника среди удмуртов был настолько велик, что в противостоянии с епископом его поддержали не только прихожане, но и жители других населённых пунктов: удмурты и русские. Неслучайно впоследствии его выдвинули кандидатом на пост епископа Ижевского (Удмуртского). Если бы его избрали, то он бы стал первым в истории епископом-удмуртом. Но епископа выбирают не прихожане, а церковные бюрократы, и этот пост Петру Фёдоровичу не достаётся. В 1924 году ему «аукнулась» причастность к мятежу. За активное участие в контрреволюционном восстании Петра Фёдоровича легко могли «поставить к стенке», но приговор на удивление был необыкновенно мягким – три года лагерей условно с испытательным сроком на пять лет. Выйдя из-под ареста, он продолжил свою деятельность и агитацию социалистических идей. По мнению известного удмуртского историка, Евгения Фёдоровича Шумилова, во время следствия его морально сломили. Но, скорее, не сломили, он остался при своих мыслях и идеях. Как мне кажется, Пётр Фёдорович – один из крайне редких в истории людей-синтетиков, которые не отбрасывают полностью чужое мнение, а ищут в нём то «зерно», которое позволит сблизить самые полярные точки зрения и на их основе создать что-то новое, общее для всех. Так и в идеях социализма и коммунизма он видел мысли, очень близкие к христианской идее «царства божьего», только не «на небе», а на земле. Его искания видны в постоянных попытках совместить язычество, христианство и марксизм.

То за «белых», то за «красных» Более десяти лет Пётр Фёдорович оставался настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мултан. По-прежнему занимался педагогической, просветительской и миссионерской, общественно-политической деятельностью. Но уже наступили тридцатые годы, когда началась «коренная ломка уклада в деревне» — раскулачивание, коллективизация. На смену идеалистам-революционерам, способным только разрушать и митинговать, пришло новое поколение. Прагматики-государственники видели свою главную цель не в «пожаре всемирной революции», а в строительстве единого, мощного, экономически развитого и централизованного государства. Прошли времена митингов, полемик и поисков идеала. Пришло время тяжёлой работы строительства, вытягивания страны из той ямы, в которую её загнали царизм, революции и войны. Аппарат власти асфальтовым катком прошёлся по всем «оппортунистам», не согласным с новой государственной политикой. Под этот каток попал и наш земляк. Летом 1937 года Пётр Фёдорович попытался препятствовать свержению крестов и сносу купола церкви, стал призывать крестьян к неповиновению. При этом он вспомнил про Юкаменское восстание крестьян. Власть сочла это как переход всех границ, и 5 августа 1937 года Леконцева арестовали. Следствие было недолгим: 23 октября «особая тройка» вынесла приговор: «Будучи враждебно настроенным к советскому строю, систематически распространял среди населения контрреволюционную клевету, дискредитировал политику партии в области сельского хозяйства, выпячивая отдельные недостатки в колхозах. Создал вокруг себя группу из бывших кулаков». Итог – расстрел. Приговор исполнен 28 октября 1937 года. Пётр Фёдорович Леконцев вошёл в историю как выдающаяся, но крайне противоречивая личность. Он был то за «белых», то за «красных», метался из стороны в сторону, выдвигал идеалистические идеи и теории. Советская власть его считала контрреволюционером, а власть церковная – еретиком и коммунистом, возжаждавшим церковной власти. Но люди, жившие рядом с ним, запомнили его, в первую очередь, как учителя с большой буквы, «лекаря душ», искателя бога и истины, реформатора. Неслучайно они шли за ним, а не за епископом. К сожалению, за прошедшие годы его имя забылось. Но земляки из Ягошура, Юнды могут гордиться им. И жители села Балезино, где он учился, тоже.

О.Кондратьев, хранитель фондов районного музея

Источник: vpered-balezino.ru
 Читайте также:

Контрасты в посёлке

Как навести и поддерживать порядок и чистоту в райцентре – предлагают члены Общественного совета Балезинского района В каждом населённом пункте есть частная территория и общественная. Если хозяин в частном секторе уборкой и благоустройством своих соток может заняться в удобное..

В гостях у бабушек

Александр Бречалов побывал в селе Бураново Бураново в Удмуртии знают все. Село в Малопургинском районе, находящееся между Ижевском и Сарапулом, с населением всего семьсот человек, прославилось в 2012 году благодаря фольклорному коллективу «Бурановские бабушки», занявшему второ..

Важно понять настроение людей

15 июня состоялась традиционная, пятнадцатая по счёту, прямая линия с президентом России Самый главный вывод, который я сделала для себя после прямой линии с Владимиром Путиным: он – не покрытый «панцирем» чинуша, а глава государства, понимающий нужды простых граждан. В принци..

Не откладывая в долгий ящик

«Карту» задач и возможностей Балезинского района потребовал подготовить врио главы Удмуртии Александр Бречалов для решения накопившихся проблем В минувшую субботу Балезино посетил новый руководитель республики. Свой визит Александр Бречалов начал с совещания в администрации ра..

От районного кросса до всероссийского пробега

В Балезино прошёл XXIII Всероссийский легкоатлетический пробег на призы Заслуженного мастера спорта, Почётного гражданина Балезинского района Анатолия Корепанова На старты вышли сильнейшие спортсмены Удмуртии и городов России, ветераны спорта, воспитанники детско-юношеских спо..

Маршрут: Балезино –Нижний Новгород – Анапа

Волейболист Женя Ворончихин делает первые серьёзные шаги в спортивной карьере У Евгения Ворончихина, ученика 8 «б» класса пятой школы, в марте случились незапланированные каникулы. Хотя весёлым времяпровождением усиленные тренировки в Нижнем Новгороде вряд ли назовёшь. Тренеры..

Акцент – на улучшение жизни граждан

Временно исполняющим обязанности главы Удмуртии президент Владимир Путин назначил Александра Бречалова Членам правительства и депутатам Госсовета нового руководителя республики представил постоянный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич,..

В Ижевске прошла пресс-конференция депутатов Госдумы России от Удмуртии

29 марта 2017 года Андрей Исаев, Валерий Бузилов и Алексей Загребин провели встречу с журналистами в рамках региональной депутатской неделиВ начале встречи перед журналистами выступил первый заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госдуме по законопроектной деятельн..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство